Ведические знания |
Элементы - Веды |
Покинь страну, где тебя не уважают, где невозможно заработать на жизнь, где нет друзей, или где нельзя получить образование . Чанакья панндит Ведическая система обучения. Ведическая сиситема образованияМы начинаем изучать ведические произведения и поэтому для начала обсудим саму систему ведического образования. Есть разные системы и различаются они поставленными задачами. Эти задачи формируются мировоззрением, которое является доминирующим в данное время в данной стране. Какова сейчас идея образования - дать человеку достойную зарплату с наименьшим приложением физических усилий. Одним словом эта идея заключается в желании как можно меньше работать и как можно больше при этом получать. И как же применяется этот разум? В Нью-Иорке человек попал под машину. Он совершенно не пострадал, однако умный прохожий, ставший свидетелем, посоветовал ему притвориться серьезно пострадавшим и потребовать компенсацию. Человек согласился, но как только он снова лег перед машиной, та сдвинулась с места и задавила его насмерть. Это идеализация образования - Ты должен получать пятерки , Ты должен получить высшее образование , Будешь плохо учиться - станешь дворником! - все эти и другие утверждения с детства готовят нас к тому, что если человек не обладает развитым интеллектом, не получил высшего образования, не читал столько книг, сколько вы, то он стоит ниже вас. И при все при этом, дела в этой системе образования не так уж успешны. 40% англичан после окончания школы не прочли ни одной книги! Результаты исследования, проведенного группой Orange Prize forFiction , показали, что соотечественники Шекспира практически не читают книг. Ежедневно на чтение для удовольствия тратится в среднем 11 минут на душу населения этой, казалось бы, интеллигентной нации. Однако газетам уделяется большее внимание - в среднем 17 минут в день, в то время как на просмотр телепрограмм англичане тратят три часа в день. Но самым шокирующим результатом исследования оказался тот факт, что 40% британцев после окончания школы не прочли ни одной книги. Но ведическая система - это особая система, которая основана на знаменитой сутре из Йога-сутр Патанджали, которая звучит как читта вритти ниродха , что переводится как избавление от причин беспокойств в уме . Это и цель йоги и цель ведического образования. Поэтому, получая ведическое образование в правильной манере, вы можете олучить те же результаты, что и следуя другим практикам йоги. Для чего это надо? Веды отвечают на этот вопрос так. Беспокойства в уме е дают человеку увидеть внутри себя душу, и соответственно невозможно видеть и сверхдушу. Следовательно, у человека нет причин заниматься cаморазвитием, духовной практикой. В этом и есть предназначение Вед - увидеть самого себя и сделать соответствующие выводы. И, чтобы увидеть себя по-настоящему - необходимо избавиться от беспокойств в уме. Поэтому ведическое обучение, это не накопление информации, это самопостижение, самопонимание и самооздоровление, а не продвижение по сомнительной лестнице материального образования. Анекдот. Жили были два ассенизатора, отец и сын .Чистили они выгребные ямы. Они это вычерпывали ведром и заливали в свою бочку, причем отец, как более опытный специалист, спускался в яму, а сын с верху подавал ему ведро. И вот однажды он это ведро не удержал и обрушил обратно на батю. Ну, батя утерся, посмотрел на него снизу вверх и говорит с такой горестью: - Эх, говорит, чучело ты гороховое, тундра! Никакого толку в тебе не видно. Так всю жизнь на верху и проторчишь. Само слово образование происходит из слова образ или форма. И образование должно формировать здоровое мышление. И изучение Бхагавад-гиты - это способ развить свой разум до состояния цивилизованного человека. Развитый разум должен нам помогать идти по пути самосовершенствования, а не мешать. Это одна из целей образования - сделать свой разум дружелюбным к нам самим. И чтобы наш разум был к нам дружелюбно настроен, необходимо самому быть дружелюбно настроенным к другим людям. Это первая ступень в образовании и задача образования, поставить человека как можно быстрее на эту ступень. История. Один искатель пришел к святому Раманудже и сказал: - Я хочу найти путь к Богу. Помоги мне! Рамануджа внимательно посмотрел на него и спросил: - Скажи мне сначала, любил ли ты кого-нибудь? Искатель ответил: - Я не интересуюсь мирскими делами, любовью и прочим. Я хочу прийти к Богу! - Подумай еще раз, пожалуйста, любил ли ты в своей жизни женщину, ребенка или хотя бы кого-нибудь? - Я ведь уже сказал тебе, что я не обычный мирянин. Я - человек, желающий познать Бога. Все остальное меня не интересует. Я никого не любил. Глаза Рамануджи наполнились глубокой грустью, и он ответил искателю: - Тогда это невозможно. Сначала тебе следует познать, как это - действительно, по-настоящему любить кого-нибудь. Это и будет первая ступенька к Богу. Ты спрашиваешь меня про последнюю ступеньку, а сам еще не ступил на первую. Иди, и полюби кого-нибудь! Анартхи. Беспокойства в уме называются анартхами . И ведическое образование избавляет от самых серьезных анартх. Мы разберем анартхи, которые можно вырвать посредством правильного изучения ведических произведений. Сварупа-таттва-брахма. Это непонимание того, кто такой я. И так как я не знаю свою природу, я не понимаю как надо действовать, а как не надо и, соответственно, я до сих пор несчастен. Пара-таттва-брахма. Непонимание, что такое Абсолютная Истина. Несмотря на то, что все употребляют это слово, никто не может сказать, зачем она нужна. В основном все думают, что Истина должна удовлетворять наши желания. А если она не удовлетворяет наши желания, то зачем она вообще нужна. И это является причиной страдания людей. Садхья-садхана. Незнание, как достичь Истины и какова цель этого. Все не понимают цель своей деятельности. Виродха-вишая. Непонимание, что мешает нашему саморазвитию, и что его разрушает. Все начинают заниматься саморазвитием и делают все наоборот. Три стадии преображения. И система образования должна систематически пропалывать сердце от этих анартх-сорняков. Это должно изменить наше сердце. Так преображается пустырь, когда приходит опытный садовник. В ведической литературе это называется перерождением. Брихат-араньяка-упанишад (2.4.5) говорит о трех стадиях преображения человека или три ступени усвоения знания. 1 этап - шраванам. Сначала знание должно войти в наше ухо. Это основа ведического образования. Человек должен именно слушать. И в плоть до 8 века нашей эры веды даже не записывались. Традиционно считалось, что записанные веды никакой пользы не приносят, так как пропадает система слушания. В Махабхарате говорится, что записывать Веды это грех, за который человек может пойти в ад. И слушание подразумевает повторение (киртанам), а повторение подразумевает запоминание (смаранам). В Риг-веде процесс обучения в ведической школе сравнивается с кваканьем лягушек. Учитель, главная лягушка начинает квакать и все остальные начинают квакать за ним. Например, слово свадхяя которое обозначает изучение ведических писаний переводится также как повторение . Для осуществления этой ступени необходима способность разума запоминать, которая называется дхарана-шакти. 2 этап - мананам. Это этап молчаливого осмысления того, что мы запомнили. Этот момент зачастую пропускается. Эта функция разума называется вичара . Человек должен все как следует обдумать. Это должно вызвать желание задавать честные вопросы. Это большая проблема в развитии. Желая сохранить свое лицо, мы задаем только умные вопросы, чтобы не показаться дураками и какая-то часть ведического знания остается непознанной просто из-за ложного стеснения. И как правило именно те вопросы, которые мы стесняемся спросить и являются для нас самыми важными, что в последствии порождает лавину сомнений в нашем уме. Поэтому запомните - все вопросы должны быть заданы. Не можете задать при всех, спросите наедине или напишите записку. Но незаданный вопрос - это недолеченная болезнь, она точно перейдет в хроническую форму. Есть 2 ошибки которые можно допустить, читая ведические трактаты. 1) бесплодный читатель. Обычно считается что написание должно приносить плоды, а не прочтение. Но если человек просто слышит что-то, запоминает, но не пытается осмыслить - это приводит к тому, что знание начинает гнить в тюрьме нашего интеллекта. Мысль должна прорасти - это и есть вторая ступень. Или в другом варианте, такой человек начинает оправдывать свое глупое поведение словами из трактатов, которые он сам толком не понимает. И результатом бесплодного чтения является эффект сахаджии . Это нежелание трудиться над прочитанным. Знание принимается очень дешево. Все говорят йога , хатха , пранаяма , медитация , но никто не хочет задуматься над тем, что это по настоящему означает. Каждое слово должно быть понято и осмыслено. Нельзя идти дальше в изучении ведических писаний, если что-то кажется непонятным. 2) поверхностный критик. Человек, который не подумав, высказывает свое мнение об услышанном. 3 этап - нидхи дхьясана. Без этого этапа изучение ведических писаний считается бессмысленным. Это переводится как глубокая медитация . На первом этапе информация входит в ухо, на втором в ум, а на третьем в сердце. Это восприятие знания на уровне сердца и на этом этапе начинают устраняться анартхи. На этом этапе изменяется видение человека. Мы начинаем реально видеть себя и Абсолютную Истину. Это называется видение ушами . И тогда приходит понимание, как применять это знание в своей реальной жизни. Это перевод теоретического знания на практическую ступень. |
Читайте: |
---|