ВИШНУИЗМ — одно из главных, наряду с шиваизмом, направлений индуизма, монотеистич. почитающее Вишну в кач-ве верховного божества, Абсолюта и одновременно - личностного бога, воплощающегося на земле в териоморфном или антропоморфном облике (см. аватары). Следы величия Вишну обнаруживаются в Ригведе , где он известен своими тремя шагами , интерпретируемыми традиционно в связи с солярностью образа как три фазы солнца или же, что более принято, в космогенетич. плане — как устроение тройственной вселенной — земли, неба промежуточного пространна (см. Тривикрама). Соратник Индры в демоноборчестве, ведийский Вишну уступает ему в значении, тогда как в. переложении мифа о сокрушении Индрой Вритры Индра одерживает победу только благодаря абсолютному могуществу Вишну. Его возвышение начинается с брахман, где он отождествляется с жертвоприношением как силой космогенеза. С именем Васудэвы, отождествленного с Кришной-Бхагаваном, связывается возникновение на рубеже н. э. религ. доктрины бхагаватизма, получившей свое воплощение в священном тексте индуистов - Бхагавадгите , входящей в VI кн. Махабхараты . В религии бхагаватов на смену безличному Абсолюту, началу вселенной, приходит личностный бог, к к-рому верующий испытывает сильную эмоциональную привязанность — бхакти. Завершающим пунктом формирования собств. вишнуитской мифологии считается отождествление Вишну и Кришны. Кришне, одному из наиб. почитаемых воплощений (аватар) Вишну, в приложении к Махабхарате — Хариванше , а также в пуранах, присущи черты обожествленного героя скотоводч. племен (абхивов, ядавов, вришниев, сатватов); ср. именование Вишну в Ригведе — Гопал (Пастух), поскольку тучи ассоциировались с коровами. В пуранах, в связи с раскрытием философского смысла системы вьюх, духовных эманации верховного божества, встречаются сведения о существовании в древности культа пяти братьев-героев из племени вришниев, среди к-рых, наряду с Васудэвой, называется и Санкаршана; изнач. — местное божество плодородия, тот постепенно сливается с Нараяной, к-рый, прежде чем был отождествлен с Кришной-Васудэвой, а затем и с Вишну, почитался как самостоятельная фигура, возможно, аборигенного происхождения, ассоциирующаяся с погребальным обрядом, человеч. жертвоприношением и ритуальным экстазом. В цепи идентификаций, сопровождавших процесс сложения випшуитской мифологии, — эпическая пара мудрецов-драконоборцев Нара-Нараяна, где Нара — герой Махабхараты Арджуна в прошлом рождении, а Нараяна — Кришна-Васудэва. Наиболее чтимая до сих пор вишнуитская тиртха — Вишала-Бадари. В распространении вишнуизма в средневековье особая роль принадлежит проповедникам-гуру, среди которых — Рамануджа (XI в.), Мадхва (XIII в.), его последователь Рамананда и Кабир (XV в.).
|